Медицина сегодня: как анализ больших данных позволяет решать задачи государственного уровня

07.08.2024 публикация в сми
Медицина сегодня: как анализ больших данных позволяет решать задачи государственного уровня
Министерство здравоохранения страны начинает по-новому решать ключевые задачи, которые время ставит перед медицинской отраслью. Все более широкое применение получает так называемый инцидентный подход. В арсенале региональных органов управления здравоохранением всей страны – прикладной цифровой инструментарий, в том числе системы аналитики. Их использование помогает достигать плановых показателей развития отрасли, которые определены и утверждены на федеральном уровне.

Опираясь на мировое сообщество

В основе опыта общероссийских и отраслевых инцидентов – топовые практики государственного управления. В начале нынешнего века в ряде государств были созданы ситуационные центры, который также известны как Деливери Юнит. Это офисы, которые занимались управлением достижения результата. Внедрение подобных моделей управления открывает широкие возможности для развития таких ключевых сфер социально-экономической жизни любой страны. Среди них медицина, образование, строительство и другие. Работа ситуационных центров позволяет сконцентрироваться на воплощении в жизнь ключевых социально значимых проектов.


Как выглядит эта мировая модель? Она предусматривает появление отдельной государственной структуры, цель которой – показать игрокам отрасли приоритеты работы власти, скоординировать их работу с фокусом на конкретных результатах. Параллельно такие ситуационные центры становятся платформой для межведомственного взаимодействия при разрешении возникающих проблем, а также осуществляют независимый мониторинг..

 Тестировать инцидентный подход в нашей стране начали при подготовке к проведению крупных международных спортивных событий, таких как Олимпиада, которая состоялась в Сочи, а также мировое первенство по футболу 2018 года. После успешной апробации он был взят государством на вооружение

 
В числе отраслей, где новый подход в короткие сроки продемонстрировал высокую эффективность, была медицина. Убедиться в точности этого утверждения легко на простом примере. На заре 2010-х гг. в нашей стране создали и стали внедрять в жизнь «Федеральную электронную регистратуру». Это была стартовая версия компонента Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и нацелена она была на оказание таких услуг как вызов медицинского сотрудника на дом и запись на приём к врачу. За все эти годы проект не достиг желаемых результатов. Эффект стал очевиден лишь в последние несколько лет – после старта федерального инцидента №38 и роста внимания к этой теме на федеральном уровне. Вопросы, на обсуждение которых до реализации инцидентной системы уходили месяцы, стали закрываться в короткие сроки.
 
Еще одна концепция, которая помогла в решении ключевых задач медицинской отрасли, – переход к управлению на основе данных. У координационного центра федерального Министерства здравоохранения и МИАЦ на местах появилась возможность обрабатывать огромные массивы данных, контролировать и при необходимости корректировать целевые показатели на уровне субъектов страны. Такие перспективы открыло как раз внедрение аналитических систем.

 Стартовали с федерального инцидента №38

 Его запустили после того, как два года назад был проведен тест работы электронного сервиса «Запись на прием к врачу» на портале Госуслуг. Тестирование показало, что пользователям сервиса мешает масса технических и даже организационных ошибок. Их перечень отличался в зависимости от субъекта страны и медицинской организации. Зачастую пациенты сталкивались с такой организационной проблемой, как отсутствие «окна» для записи к какому-то специалисту. А порой препоны чинили сбои в работе медицинской системы как таковой. Из всех попыток дистанционно получить талон к врачу успехом увенчались меньше трети (данные за третий квартал 2022 года).

 В конце сентября был запущен инцидент №38 «Запись на прием к врачу». Перед региональными органами управления здравоохранением поставили конкретные задачи по достижению целевых показателей – доля пациентов, которые успешно дистанционно взяли талон к врачу, должна была существенно вырасти. Регионы были обязаны обеспечить людям возможность оказаться на приёме у нужного врача в срок до 14 дней с момента обращения. Для этого было необходимо сразу видеть возникающие проблемы, искореняя причины их возникновения

 В достижении этих целей субъектам помогли решения, реализованные в рамках BI-платформы «N3.Аналитика» . Так, был запущен мониторинг талонов на приём и ошибок записи к медицинскому специалисту в режиме онлайн. Отдельно были внедрены дашборды, которые давали возможность проанализировать, насколько ведение расписаний приема соответствует нормативам. По сути, система следила за всеми действиями по записи к врачу на едином портале Госуслуг, аккумулировала сведения по ошибкам, проводила сравнение данных портала и первичных сведений, а также проводила оценку доступности врачей. Анализ этих данных позволял органам управления здравоохранением на местах видеть подробный отчет по тем сложностям, которые были выявлены при попытках записи на приём.

 Платформа «N3.Аналитика» открывала доступ к десяткам таких отчётов, с помощью которых можно было увидеть реальную картину и выявить причину любого неудачного кейса. Такой подход позволял решать вопрос комплексно, а не с формальной точки зрения. Кроме того, он позволял отделить то, что отображается на государственном уровне в качестве ошибки, но на деле является чем-то другим. Так, если пациент пытается повторно взять талон к медику, к которому у него уже сформирована запись, сервис выдает отказ, и таких примеров немало. Анализ полученных данных позволяет проанализировать любую такую проблему.

 Внедрение современных подходов практически сразу показало высокий уровень эффективности. Уже к апрелю 2024 года количество успешных записей к медицинским специалистам посредством сайта Госуслуг достигла без малого до 60%.

 Дошли до отраслевого инцидента №7

 Изменения в законодательстве, которые вступят в силу с сентября следующего года, актуализировали вопрос по электронным медицинским книжкам (ЭЛМК). Сейчас регионы работают по такому отраслевому инциденту, как контроль проведения медосмотров и выдачи ЭЛМК гражданам. Он имеет номер 7.

 Обязательными электронные медицинские книжки будут только с осени 2025 года, но структурированные электронные медицинские документы (СЭМД) о прохождении осмотров уже передаются в базы данных Министерства здравоохранения и Роспотребнадзора. Этот инцидент ставит перед субъектами и разработчиками более специфические и трудоемкие задачи. В первую очередь это связано с тем, что стоит вопрос межведомственного взаимодействия двух федеральных структур. Трудности возникают, например, в тех случаях, когда субъект направляет медицинские документы в электронном виде в базы данных Роспотребнадзора, но ведомство их не видит, поскольку они не прошли в его информационных системах форматно-логический контроль (ФЛК). Такой контроль позволяет выявлять формальность проведения осмотра (например, отсутствие таких критически важных данных, как сведения о проведенной вакцинации). Это говорит о том, что на данном этапе недостаточно, чтобы субъект РФ просто передал данные на общероссийский уровень. Важно проверить переданные сведения, изучать их содержание.

 В рамках инцидента №7 был опробован новый инструмент – экстрактор сведений из структурированных электронных медицинских документов. С его помощью заказчики могут «доставать» нужную информацию из СЭМД и составлять витрины данных для отчётов. В распоряжении специалистов на местах оказался механизм для парсинга и обработки первичных медицинских данных из юридически значимых документов, которые являются наиболее важными при работе с тем или иным инцидентом. Система аналитики данных, которая формирует отчёты, дает возможность находить и точно определять ошибки заполнения документов и даже понять, какой специалист её допустил.

 Новая цель – рост продолжительности жизни

 Сегодня на государственном уровне стоит задача сократить человеческие потери и в перспективе шести лет увеличить длительность жизни россиян до 78 лет. Одним из инструментов для достижения этой цели должен стать федеральный инцидент №9. О нем заговорили только этой весной, поэтому пока анонсированы лишь общие черты проекта.

 Предполагается, что по нему будут мониторить шесть групп показателей, в том числе употребление спиртных напитков и табака, диспансеризацию, прохождение профосмотров и т.д. Это будет большая работа, которая коснется всей медицинской сферы страны. В рамках инцидента будет проанализирован огромный массив данных, накопленный медицинской отраслью на местах: на уровне субъектов РФ. Это позволит быстро создавать отчёты по всем видам электронным медицинских документов и конкретным показателям, которые влияют на достижение конечной цели.