Как правильно управлять данными в компании и почему это важно
05.04.2023
публикация в сми

Сами по себе данные пользы не имеют. Бизнесу необходимо не только научиться извлекать из них ценную составляющую, отделяя их от создаваемого различными системами глобальной экономики «шума», но также разработать и использовать функциональную модель управления обработкой данных.
К сожалению, для большинства компаний это все еще terra incognita, а внедрение соответствующих программ и проектов сопровождается типовыми ошибками, сводящими на нет прилагаемые усилия.
Так почему же это так важно?
Применяемые в современном бизнесе алгоритмы, аналитические решения и приложения нуждаются в большом объеме полезных данных, и задача хорошей СУБД — обеспечение точности, безопасности и доступности информационной базы.Под управлением данными предприятия понимается:
- сбор/хранение/организация информации, которая способна влиять на эффективность процесса принятия решений для поддержки производительности и достижения поставленных бизнес-целей;
- интеграция структурированных и неструктурированных данных различных типов из разрозненных источников;
- обеспечение удобного доступа (в том числе со стороны рабочих приложений) и регулирование использования информации;
- защита конфиденциальности и восстановление данных после сбоев.
Как понять, что пора внедрять УД
Комплекс аналитических задач на старте бизнес-деятельности обычно невелик, для работы с о стандартной операционной и финансовой отчетностью достаточно создать единый источник данных, используя такое хранилище для всей необходимой аналитики. Относительная простота архитектуры и решаемых задач, как правило, не требует формализованных процессов УД.По мере роста компании проявляется очевидность ценности аналитики: запускаются процессы анализа причинно-следственных связей, возникает необходимость в прогнозах, как следствие — растет число отчетов и специализированных управленческих решений. На этом фоне ужесточаются требования к качеству данных и их согласованности между системами. Это — оптимальный момент для запуска процессов выстраивания системы управления данными организации.
Упущенный момент приводит к ситуации, которую сегодня можно повсеместно видеть в крупных бизнес-структурах:
- большое количество источников, проблемы с качеством данных;
- множественные потоки обмена информацией, сложности с поиском необходимых сведений;
- чрезвычайно сложный аналитический ландшафт.
О целях и ожиданиях
Перспективный подход к бизнес-деятельности предполагает выделение данных в категорию основного актива с внедрением соответствующих процессов, ролей и решений для управления этим ценнейшим активом.Не кажется сложным? Тогда обратимся к выводам исследования американской компании Gartner, которая специализируюется на рынках информационных технологий: в 80% случаев построение, внедрение и развитие систем УД ожидаемых результатов не приносит.
Проблема — в тех самых топовых ошибках, о которых мы упоминали выше. И самая первая из них происходит на старте инициативы, суть ее — поверхностное понимание целей и завышенные ожидания.
Нельзя внедрять управление данными в компании, только потому что это в тренде: результат достигается только в том случае, если цель реальна и формализована. Типовые ожидания в отношение данных на фоне внедрения УД — это:
- достоверность, совпадение одинаковых по смысл метрик в разных отчетах;
- доступность (в крупном бизнесе наличие множества команд и сложность взаимодействия между ними нередко приводит к казусам, когда необходимые данные есть в базе, но не извлекаются просто по незнанию).
Не первое и не второе: выбор стратегии
Следующим после постановки целей ключевым моментом перехода на УД является выбор стратегии. В самом общем смысле можно говорить о двух подходах с разными фокусами:- Вариант первый — «единая правда»: фокус на достоверности/безопасности данных и управляемости процессов. Стратегия эффективна в сферах комплаенса, финансов, рисков, достигается созданием единого хранилища. Для функции управления данными характерна централизация, основной акцент — на всестороннем контроле.
- Вариант второй — «бизнес-развитие»: акцент на монетизацию, максимальная доступность данных, извлечение из них дополнительной ценности. Не исключает возможность формирование единого источника, однако предполагает многоплановость точек зрения на информацию, что, в свою очередь, требует выравнивания этих точек зрения во избежание хаоса.
Как показывает практика, процесс смены стратегий цикличны, и в определенные моменты переключение фокуса на контроль неизбежно.
Платформа «N3.Аналитика»: практика УД
Действенным ответом на потребности бизнеса в связи с заменой уходящих с российского рынка решений является обладающая всеми качествами хорошей BI системы и открытая для доработки под задачи конкретного заказчика платформа «N3.Аналитика» — продукт отечественной разработки, практически подтвердивший свою эффективность.Это современная платформа бизнес-аналитики поддерживает полный цикл работ с информаицей, применима в различных сферах и выгодно отличается широкими возможностями визуализации данных (решение на базе основе открытого ПО ApacheAirflow, обеспечивающего 30 видов отчетов с созданием их операторами без знания языков программирования).
Особенность подхода команды «N3.Аналитика» к взаимодействию с клиентами — внедрение системы «под ключ» с доработкой под потребности конкретного клиента в рамках специфики бизнес-деятельности и позиций компании на профильном рынке.
Для ознакомления с возможностями платформы на сайте разработчика открыта запись на демонстрацию работы «N3.Аналитика». Взгляните по-новому на роль аналитики и обязанности по УД — и вы получите суперсилу для развития бизнеса.
- Источник фото: ru.freepik.com