Как управлять региональным здравоохранением с помощью данных

30.11.2022 публикация в сми
Как управлять региональным здравоохранением с помощью данных
Объем данных, которые накапливаются в федеральных и региональных системах, а также в периметре отдельных медицинских учреждений, постоянно увеличивается. Их грамотное использование позволяет улучшить не только качество оказания медицинской помощи, но и систему управления здравоохранением в целом.
Основная тенденция в процессе цифровизации медицины связана с переходом от отдельных выводов из реальных данных – к управлению системами здравоохранения на их основе, корректному использованию ключевых показателей, созданию аналитических центров. Получать всю необходимую для анализа информацию помогают цифровые сервисы: они отвечают все более возрастающим потребностям врачей и управленцев и дают возможность принимать решения, опираясь на реальное положение дел.

Организационная аналитика

Так, сервис «Интегрированная электронная медицинская карта» позволяет собирать данные о состоянии здоровья пациентов, болезнях, преобладающих в регионе или его отдельных местностях, о вспышках сезонной заболеваемости. Такая аналитика, например, упрощает планирование профилактической работы.

В свою очередь, информация о выписанных рецептах позволяет оценить востребованность и доступность лекарств: в каких аптеках они есть и в каком количестве. Интересна аналитика о выписываемых врачом препаратах: довольствуется ли он теми, что в наличии, или стремится подобрать максимально эффективные средства. Если врач зачастую вынужден исходить из того, что нужного средства нет в аптеках, то этот вопрос следует решать на региональном уровне, особенно если речь идет о льготном лекарственном обеспечении.

Данные сервиса «Запись на прием к врачу», предоставляемого на региональных и федеральных порталах госуслуг (ЕПГУ), дают возможность делать срезы по доступности первичной медицинской помощи, видеть, насколько выполняются госгарантии по ней, как быстро пациенты могут записаться на прием, а также оценивать загрузку поликлиник и самих врачей. На основе полученных отчетов и показателей регионы могут принимать кадровые решения, закрывать вопрос нехватки узких специалистов.

Сервис управления очередями по направлению на плановую госпитализацию помогает регулировать потоки пациентов, вести аналитику загруженности больниц и отдельных специалистов. К примеру, в регионе большая очередь на лечение катаракты: срез данных позволит это увидеть и определить, каким медучреждениям необходимы дополнительные врачи, проводящие такие операции.
Андрей Дюков, руководитель отдела развития компании «Нетрика Медицина»
Андрей Дюков, руководитель отдела развития компании «Нетрика Медицина»

Для оказания скорой помощи крайне важны данные о наличии свободных коек и их доступности: владея ими, бригады могут сразу везти пациента в ближайшую больницу. А интеграция скорой медицинской помощи в единое информационное поле с поликлиниками и стационарами открывает врачам доступ к истории болезни каждого пациента, сведениям о наличии у него аллергии, хронических заболеваний, сопутствующих диагнозов, назначенных лекарственных препаратах. В пути они могут корректировать тактику оказания экстренной помощи с учетом анамнеза.

Сервис обмена данными лабораторных исследований предоставляет информацию о загруженности лабораторных анализаторов. Если какие-то из них простаивают, можно перенастроить их на проведение других анализов или перенаправить поток пациентов из клиник, где оборудование, наоборот, перегружено и его не хватает. Такая информация тоже влияет на управленческие решения региональных органов здравоохранения.

Работа оборудования для проведения магнитно-резонансной и компьютерной томографии, других диагностических исследований также нуждается в аналитике, причем не только на региональном уровне, но и непосредственно в клиниках. Владея информацией о загрузке томографов в регионе, врач, направляя пациента на обследование, может порекомендовать, где быстрее его пройти.

Техническая аналитика

Сейчас медицинские информационно-аналитические центры (МИАЦ) сконцентрированы на валовых показателях – оценивают, какие типы данных и в каком количестве передаются на федеральный уровень, насколько доступность записи обеспечена с точки зрения отсутствия технических ошибок.

К примеру, пациент пытается записаться в медицинскую организацию через единый портал госуслуг (ЕПГУ), а система отказывает ему из-за прикрепления к другой клинике или его отсутствия. Такие ошибки устраняются: их находят и анализируют, на каком этапе и по какой причине они возникают.

Это касается и регистрации структурированных электронных медицинских документов в реестре единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Например, когда при регистрации возникают какие-то сбои, аналитика данных помогает выяснить причины. В частности, регулярно проводится поиск ответов на такие вопросы: ошибся ли при заполнении документации врач, где в медицинской информационной системе и интеграционной платформе необходимо усилить контроль информации, какими значениями необходимо расширять федеральные справочники, и т. д. Аналитические данные помогают разбираться в деталях и, соответственно, наращивать форматно-логический контроль.

Опираемся на стандарты

Сделать данные более пригодными для аналитической обработки помогают стандарты структуры медицинских данных. Для обмена медицинскими документами в России принят стандарт CDA. Сейчас российское экспертное сообщество «приземляет» HL7 FHIR, уже нашедший широкое практическое применение при обмене медицинскими записями.

Сочетание различных стандартов помогает добиться максимально полного представления о системе здравоохранения, сформировать единое пространство управления для всех ее участников. Это даст возможность проводить глубокую многофакторную аналитику и вывести эффективность принятия решений в медицине на новый уровень.