BI-системы в ретейле: как аналитика данных способствует повышению продаж

13.05.2024 публикация в сми
BI-системы в ретейле: как аналитика данных способствует повышению продаж

Аналитика данных в ИТ-инфраструктуре торговой сети – сегодня уже мейнстрим. Ретейлеры, в информационных системах которых скапливаются огромные объемы информации, одними из первых начали использовать Big Data для оптимизации операционной деятельности и принятия важнейших стратегических решений. Это позволяет им быстро и грамотно реагировать на многочисленные изменения и таким образом получить дополнительное конкурентное преимущество на рынке.

Актуальные вызовы систем BI в ретейле

Системы аналитики данных позволяют торговым сетям с помощью современных цифровых инструментов отвечать на актуальные вызовы рынка. Вот основные из них:

  • высокая конкуренция в различных сегментах (продуктовый ретейл, электроника, фэшн-ретейл, фарма и т. д.);
  • трудно предсказуемые характер и динамика спроса;
  • нестабильность экономической ситуации, рост цен;
  • необходимость перестраивать логистические цепочки;
  • тренд на максимальную автоматизацию, перевод бизнес-процессов в электронный вид, управление на основе данных;
  • появление новых каналов продаж и источников обратной связи, движение в сторону онлайн-продаж и удаленных коммуникаций.

Всё это приводит к усложнению процессов взаимодействия ретейлеров с поставщиками, партнерами, логистическими компаниями, другими контрагентами и клиентами, но с другой стороны – способствует росту объемов данных, которые можно использовать в аналитике.

Решение – современные инструменты BI

Руководители и специалисты торговых сетей использую разнообразные инструменты BI в соответствии с направлением деятельности, с задачами конкретного структурного подразделения (маркетинг, торговая точка, склад, отдел промо-акций, HR-служба и т. д.), со спецификой имеющегося набора данных, с запросами конкретных менеджеров и другими параметрами. Перечислим основные бизнес-процессы в ретейле, где аналитика данных приносит наибольшую пользу.

Модули BI, предназначенные для оценки спроса и оптимизации ассортимента, позволяют собирать данные о продажах со всех сетевых магазинов и определять, какие товары пользуются наибольшей популярностью, какие можно вывести из ассортиментной матрицы, если их реализация нерентабельна, а какие добавить на витрину.

Аналитика для повышения продаж – это целый стек инструментов для разных бизнес-задач: от контроля динамики среднего чека и средней длины очереди до определения покупательских предпочтений и сбора обратной связи о качестве сервиса в определенном магазине. На основании отчетов BI-системы руководители могут принимать меры, способствующие улучшению продаж: например, разместить дополнительные кассы самообслуживания или увеличить штат продавцов.

BI-инструменты для анализа программ лояльности и маркетинговых кампаний дают возможность эффективно управлять данными бизнес-процессами. Так, благодаря оперативной отчетности можно проследить, насколько активно покупатели реагируют на ту или иную промо-акцию, вовремя пополнять объем товаров на полках.

Управление логистическими операциями с помощью BI становится более гибким и прозрачным. С помощью аналитических инструментов можно отслеживать товарные запасы на складах и в магазинах, вовремя заказывать товары у поставщиков, оптимизировать деятельность автопарка или транспортных компаний.

Практика применения системы BI

Примером эффективного использования BI-системы стал проект внедрения аналитической платформы «N3.Аналитика» в одной из торговых сетей из fashion-индустрии. Данная система отличается широкой функциональностью, понятным интерфейсом, быстрой и удобной визуализацией, возможностью использования различных источников данных: это могут быть базы данных, коннекторы для СУБД, веб-сервисы, отдельные файлы.

Аналитическая платформа решила следующие задачи заказчика:

  • получение стандартных регулярных отчетов о деятельности компании;
  • получение детальных отчетов для принятия решений по ассортиментной политике;
  • контроль работы менеджеров;
  • использование актуальных сведений для корректировки стратегии развития.

По результатам проекта руководство сети магазинов одежды сформировало новую схему схемы мотивации менеджеров, автоматизировала управление ассортиментной политикой и исключило логистические ошибки, вызванные «человеческим фактором». Это один из многих кейсов, когда аналитика в ретейле способствовала улучшению показателей продаж.